[греч. Ζηνόβιος/Ζινόβιος κα Ζηνοβία; Σινόβιος κα Σινοβία; лат. Zenobius et Zenobia], сщмч. и мц. (пам. 30 окт.; † кон. III или нач. IV в.). Согласно анонимному греч. Мученичеству (BHG, N 1884), брат и сестра род. в г. Эги в Киликии (территория совр. Турции), их благочестивые родители - Зинодот (в Мученичестве, составленном прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 1885), отец назван Зиновием) и Фекла. В юном возрасте Зиновий получил от Бога дар исцеления и именем Иисуса Христа избавлял тяжелобольных от недугов. Впосл. Зиновий стал епископом Эгийским (Эгейским); за помощью к нему приходили даже язычники. Так, он исцелил от рака груди жену некоего индийца, после чего крестил всю их семью. Наместник Киликии Лисий повелел доставить к себе Зиновия и, после того как святой отказался принести жертвы богам, приказал бить его «до тех пор, пока Христос не придет ему на помощь». Узнав об этом, Зиновия явилась к Лисию, чтобы разделить участь брата. Их поместили на раскаленное железное ложе, но оно остыло от крови мучеников. Тогда Лисий повелел бросить мучеников в кипящую смолу, но она превратилась в холодную воду. Наконец их вывели за стены города и обезглавили. Ночью пресвитеры Гаий и Ермоген похоронили останки святых. В Мученичестве и в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) кончина святых указана 31 окт., однако в большинстве греч. синаксарей и в Мученичестве, составленном прп. Симеоном Метафрастом, говорится, что они пострадали 30 окт. Установить точную дату их кончины не представляется возможным, т. к. при рим. имп. Диоклетиане (284-305) было 2 наместника с именем Лисий, в начале и в конце его правления. Т. о., святые пострадали или в период между 285 и 290 гг., или после начала массовых гонений на христиан в 303 г. (ActaSS. Oct. T. 13. P. 257-258; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 449).
Известно арм. сказание об этих святых, близкое к повествованию в греч. синаксарях (ActaSS. Oct. T. 13. P. 264). Напротив, позднее эфиоп. Мученичество (Ibid. P. 271-273) значительно отличается от греч. традиции. В нем Зиновия - имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат - Неоном. Святые пострадали при рим. имп. Клавдии II (268-270) и наместнике Лукиане. В традициях эфиоп. житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь и погибли 500 мужей и жен, а правитель уверовал во Христа.
В эфиопском Синаксаре (не ранее XV в.) память святых отмечена 7-го числа месяца хедара (3 нояб.), имя матери Зиновия передается как Зибия, родиной святых названа Фиваида.
В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в ц. сщмч. Зиновия, находящейся в к-польском квартале Иустинианы. Известно также, что вблизи К-поля, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь св. Зиновия (Janin. Églises et monastères. P. 134).
И. Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана, мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам о Зиновии, сщмч. Антиохийском, почитавшемся в г. Эги, но не имевшем своего жития; однако эта гипотеза представляется малоубедительной.
На Западе мученики были неизвестны до кон. XVI в.: 1-е упоминание о них содержится во 2-м издании Мартиролога Узуарда (1573), откуда оно попало в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (1586).
Память Зиновия и Зиновии отмечается 30 окт. в иерусалимском Лекционарии V-VII вв. (сохранившемся в груз. переводе - Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 59; [Pars. 2.] P. 48) и в Иерусалимском месяцеслове X в. (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 101).
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 82) святые упоминаются 30 окт. без богослужебного последования.
В слав. студийских Минеях XI-XIII вв. 30 окт. помещено последование этим святым, к к-рому присоединены седален и стихиры прп. Павла (Ягич. Служебные Минеи. С. 212-218). Последование включает седален, 3 стихиры и канон. В Стихирарях того же времени помещается самогласен Зиновию и Зиновии 2-го гласа. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302-303), 30 окт. отмечается их память, апостолов Стахия, Амплия, Урвана и др.; последования святых соединяются с последованием Октоиха. Служба совершается по будничному чину с пением «Аллилуия» на утрене, на литургии - только служба дня. В южноиталийских и афонской редакциях Студийского устава 30 окт. поется только будничное последование Зиновию и Зиновии, служба подробно не описывается (Arranz. Typicon. P. 46; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238).
В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Lossky. Typicon. P. 180) Зиновию и Зиновии назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В греч. первопечатном Типиконе (Венеция, 1545) и в последующих изданиях отпустительный тропарь этим святым не указан; на литургии назначается общая служба мученикам. В рус. редакциях Иерусалимского устава в службе Зиновию и Зиновии появляется общий тропарь мученикам и кондак 8-го гласа. В этот день стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 3, канон - на 4, что характерно для службы святым без праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); служба на литургии не описана. Такой же порядок сохраняется и в последующих редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий. В памятниках монастырского богослужения - Обиходниках и в богослужебных книгах, зависящих от них, 30 окт. на литургии указывается общая служба мученикам, как в греч. печатных Типиконах (см. Обиходники Троице-Сергиевой лавры - РГБ. Троиц. 249. Л. 178; 250. Л. 148; 251. Л. 17; устав, напечатанный старообрядцами-беспоповцами по монастырским Обиходникам.- Устав церковней службе. М., 1915. Л. 132 об.). В совр. греч. Минеях тропаря святым нет, однако он указан в др. богослужебных книгах (напр., в месяцесловах Часословов).
Последование святым в совр. богослужебных книгах включает: общий отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ μάρτυρές σου Κύριε̇ ( ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки»: Τοὺς ἀληθείας Μάρτυρας κα εὐσεβείας κήρυκας̇ ( ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, авторства Иосифа (его имя составляет акростих 9-й песни), ирмос: ῎Αισμα ἀναπέμψωμεν λαο̇ ( ), нач.: Θρόνῳ παριστάμενος Θεοῦ ( ); цикл из 3 стихир-подобнов, стихира-самогласна; седален; светилен.
По рукописям известен анонимный канон Зиновия и Зиновии без акростиха, 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί, ᾄσωμεν̇ ( ), нач.: Τὸν νοητὸν σήμερον ἡμῖν παράδεισον (Мысленный днесь нам рай).
В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- Ерминии Дионисия Фурноаграфиота - З. и З. упоминаются в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 30 окт.: «Святые Зиновий и Зиновия, родной брат с сестрою, были усечены мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о святых под тем же числом сказано: «Священномученик Зиновий сед, брада короче Афанасьевы, ризы святительская крестчата и багрова, а Зиновия аки Варвара мученица, в руце свиток, а в нем написано: Владыко Господи Боже, сохрани стадо Свое, иже собрал еси Святою Си кровию излиянною, риза празелен, испод багор с белилом, в руце крест» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 43-44). Образы святых, изображенных, как правило, вместе, представлены в минейных циклах, напр.: на миниатюрах (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. P. 150. К-поль, 976-1025 гг.- в мучении; Минологий Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 263v. К-поль, 3-я четв. XI в.- Зиновия; Минологий на окт. (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.- в рост), в настенных минологиях (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318 - погрудно; ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1350 - в мучении), на иконах («Минея годовая», нач. XIX в., УКМ - Зиновий).